Размер шрифта: А А А
Цвет шрифта: А А А  
Перейти в обычную версию сайта 

Ответственность за ненадлежащее проведение проверок предпринимателей

В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности была введена в действие статья 19.6.1 КоАП РФ, предусматривающая ответственность контролеров за ненадлежащее проведение проверок предпринимателей. Установление такой ответственности значительно повысило гарантии соблюдения прав проверяемых лиц, перечисленные в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

С введением данной статьи должностное лицо органа контроля (надзора) подлежит административной ответственности в случае проведения проверки при отсутствии оснований, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных или не аттестованных в установленном порядке лиц либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

Отдельно названо в ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ такое грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле как проведение проверки без распоряжения (приказа) о ее проведении, что на практике способствовало значительному сокращению случаев проведения проверочных мероприятий без какого-либо документального их оформления. В настоящие время такие факты являются единичными.

С августа 2017 года введена в действие ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за невнесение информации о проверке в Единый реестр проверок (далее – ЕРП), либо нарушение два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке, а также внесение два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке.

Такая обязанность установлена ст. 13.3 Закона № 294-ФЗ и направлена на обеспечение наибольшей прозрачности контрольно-надзорной деятельности.

Подразумевается, что любое заинтересованное лицо, зайдя на сайт Генеральной прокуратуры РФ в раздел Единый реестр проверок и введя номер ИНН, ОГРН или другие предложенные в поисковом окне значения об интересующем хозяйствующем субъекте, вправе получить информацию о проверке в отношении данного хозяйствующего субъекта, органе, проводящем проверку, предмете и результате проверки.

Введение указанной части имеет важное практическое значение, поскольку, как показывает прокурорская практика, до внесения названных изменений органы контроля крайне несерьезно относились к надлежащему выполнению такой обязанности.

Исключительной компетенцией по возбуждению дел данной категории наделен прокурор.

Срок давности привлечения к административной ответственности по ст.19.6.1 КоАП РФ составляет 1 год.

Санкции за нарушения, предусмотренные данной статьей, варьируются от предупреждения, штрафов в размере от одной до десяти тысяч рублей либо дисквалификации должностного лица органа контроля (надзора) на срок от шести месяцев до одного года.

Марийская межрайонная природоохранная прокуратура.

23 Апреля, 2018 г.