Размер шрифта: А А А
Цвет шрифта: А А А  
Перейти в обычную версию сайта 

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» В ДЕЙСТВИИ

Уже второй год в России действует приоритетный национальный проект «Образование». Республика Марий Эл одна из первых включилась в работу по национальному проекту «Образование». На муниципальном уровне органы управления образованием инициировали процесс привлечения педагогических коллективов к участию в конкурсах, помогали приобретать уверенность и компетентность. О том, какие процессы в образовании происходят в нашем районе, рассказала руководитель отдела образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Галина Андреевна Нигомедзянова. - Галина Андреевна, как Вы оцениваете первые итоги приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО), что удалось сделать на уровне муниципалитета, что нет? - Приоритетный национальный проект «Образование» - это масштабная государственная поддержка российской школы. Первостепенная задача проекта - выведение системы образования на современный конкурентоспособный уровень. Как только стартовал приоритетный национальный проект, Звениговский район активно включился в его реализацию. Были проведены совещания с руководителями образовательных учреждений, организованы встречи с родителями, общественностью, велась информационная и разъяснительная работа. Началась работа и по созданию муниципальных нормативно- правовых документов. Радует, что с большим желанием откликнулись педагогические коллективы общеобразовательных школ для участия в этом проекте. Самым важным, на мой взгляд, что предусматривает национальный проект, это выплаты ежемесячного денежного вознаграждения педагогам за классное руководство. В настоящее время его получают 245 педагогов района. Конечно, добавленная тысяча не может быть мерилом качества выполняемой работы. Важен сам факт признания качества воспитательной работы классного руководителя в современной школе. Впервые в документах об общеобразовательных учреждениях прописан сам термин «классное руководство». В целом на 15 % увеличилась заработная плата почти у половины педагогов района. - Кстати, в проекте говорится о доплатах классным руководителям: если в классе более 25 человек. Это так? - Это неправильно. Во-первых, классному руководителю доплата производится в зависимости от количества учеников в классе, но если этих школьников не больше чем 25 человек. Есть санитарные нормы: больше чем 25 человек в классе быть не должно. Но по положению максимальная доплата за классное руководство - это 1000 рублей, и если учеников в классе больше чем 25, то все равно они получают 1000 рублей. Теперь что касается доплаты. Если в классе меньше чем 25 человек, доплата производится, но она уменьшается пропорционально количеству учеников. И это справедливо, потому что руководить классом, в котором 25 учеников и 10 учеников, все-таки разные вещи. Но при этом учитываются особенности, например, сельских школ, где наполняемость классов ниже, и при этом, предельная наполняемость классов в сельской школе это не 25, а 14 человек. То есть это означает, что 1000 рублей платится за классное руководство, полная оплата происходит в сельской школе, если в классе не менее 14 человек. - За тем, как реализуется национальный проект не только в России, в Республике Марий Эл, но и в районе наблюдает вся общественность. Особое внимание обращается на конкурсы. Что Вы можете сказать о них? - За период существования национального проекта образование района имеет неплохие результаты по участию в мероприятиях по всем направлениям ПНПО. Всем известно, национальный проект «Образование» включает в себя следующие направления: «Государственная поддержка образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы», «Поощрение лучших учителей премией Президента РФ», «Государственная поддержка педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя», «Внедрение в образовательные учреждения современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных школ к сети Интернет», «Государственная поддержка инициативной, способной и талантливой молодежи», «Оснащение общеобразовательных учреждений учебным, учебно-наглядным оборудованием» и «Оснащение общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, автобусами». В конкурсном отборе по направлению «Государственная поддержка образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» за 2 года приняли участие 6 школ района. Обладателем 1 млн. рублей и получения статуса инновационной школы в 2006 г. стала Красноярская СОШ (директор В.Г.Катков) в категории «сельская школа». Полученная государственная поддержка как некстати необходима учреждению, особенно на селе. Школа приобрела учебное оборудование, методические пособия, художественную литературу, компьютерную технику, интерактивное оборудование (интерактивные доски), спортивный инвентарь. Сегодня современные технологии требуют достаточно серьезного переоборудования школ, и я думаю, что улучшение качества образования требует постоянного обновления методической базы и лабораторной базы каждой школы, а ПНПО дает такую возможность. Но помимо федеральной поддержки в районе 2 школы из муниципального бюджета получили гранты в размере 20 тыс. руб. каждая. Это Звениговская СОШ № 2 и Красногорская СОШ № 1. К сожалению, в конкурсе по отбору инновационных школ в этом году из трех школ не попала в число победителей ни одна. Поэтому уже сейчас мы начинаем целенаправленную деятельность по подготовке школ к конкурсу на следующий год. - А как учителя района отнеслись к конкурсу «Поощрение лучших учителей премией Президента РФ»? - Премией Президента Российской Федерации в размере 100 тыс. рублей в 2006 г. награждены 4 педагога из 8 подавших документы. В этом году в числе победителей 5 педагогов района из 11. Очень хочется перечислить этих педагогов: Дудина Т.П., учитель истории и Хасанъянова И.Б., учитель биологии Звениговской СОШ № 2, Прусова Т.Н. и Гизатуллина Г.Н., учителя математики Красногорской СОШ № 2, Клешнина Н.М., учитель географии Кужмарской СОШ, Бородина Л.П., учитель марийского языка и литературы и Созонова В.Н., учитель начальных классов Исменецкой СОШ, Андреева А.А., учитель ИКН и Васильева К.В., учитель марийского языка и литературы Красноярской СОШ. Радует, что среди победителей 3 педагога, которые преподают предметы национально-регионального компонента и в большинстве своем сельские учителя. И школами и учителями проведена колоссальная работа по систематизации педагогического опыта, оформлению документов. И этот труд оправдан. - Да, в 2006 году поощрили лучших учителей России. А не значит ли это, что в 2007 году гранты получают те, кто поплоше, раз ничего не получили в 2006 году или просто не участвовали? Получается, что это уже не лучшие учителя России, а так, нормальные? - Я думаю, что в России гораздо больше, чем 10 тыс. хороших учителей. Есть учителя, которые в 2006 году сочли для себя несвоевременным или неправильным подавать заявку на «Лучшего учителя». Кто-то, подав заявку, не сумел правильным образом подать себя. Потом появляются новые, молодые учителя. Поэтому я думаю, что образование - это не застывшая система, это система, очень быстро меняющаяся, поэтому лучший учитель сегодня - это не обязательно лучший учитель завтра. А потом, как известно, раз в пять лет учитель может опять участвовать в конкурсе. - Какие конкурсы для учителей проводятся или планируется проводить на уровне муниципалитета? - Очень важно, чтобы наша инициатива проведения таких конкурсов поддерживалось администрацией муниципального образования «Звениговский муниципальный район». И такая поддержка у отдела образования и по делам молодежи есть. На уровне муниципалитета принято Постановление Главы администрации муниципального образования о проведении мероприятий в рамках ПНПО с указанием грантов, а также издан приказ и по отделу образования, разработаны положения. Грант в размере 10 тыс. руб. в конкурсе «Лучших учителей» в 2006 г. стали Гизатуллина Г.Н., учитель математики Красногорской СОШ № 2 и Молотова Н.В., учитель истории Звениговской СОШ № 3. В рамках ПНПО проводятся традиционные конкурсы «Учитель года», «Воспитатель года», а также конкурс им. З.И. Равкина «Учитель-новатор», где определены суммы грантов. Так, в конкурсе «Учитель года - 2007» стали победителями и призерами: 1 место - Яранцева Т.Н., учитель биологии Суслонгерской СОШ (7 тыс. руб.), 2 место - Алкина О.М., учитель истории Красногорской СОШ № 1 (5 тыс. руб.), Бондаренко А.В., учитель химии Красноярской СОШ (3 тыс. руб.). В конкурсе «Воспитатель года - 2007»: 1 место - Смелова Е.В., Звениговский детский сад «Светлячок», 2 место - Моторина Н.В., Красногорский детский сад «Сказка», 3 место -Комарова Р.Л., Звениговский детский сад «Ракета». Суммы Грантов те же, что и в «Учителе года». А в новом конкурсе «Учитель новатор» обладателями премий стали: 1 место - Гуляев В.А., учитель технологии Звениговской СОШ № 3 (7 тыс. руб.), Земскова В.А., учитель русского языка и литературы Звениговской СОШ № 2 (5 тыс. руб.), Алкина О.М., учитель истории Красногорской СОШ № 1. Впервые для поддержки классных руководителей проводился районный конкурс «Мой классный классный руководитель», где показали свое мастерство в воспитании детей 7 педагогов, но а победителей всегда трое: Гаянова Е.Ю., Красногорская СОШ № 1 (2 тыс. руб.), Краснова О.В., Звениговская СОШ № 3 (1 тыс. 500 руб.), Патрикеева СР., Красногорская СОШ № 2 (1 тыс. руб.). Последний педагог стал участником республиканского конкурса «Самый- классный руководитель» и вошла в тройку лидеров среди классных руководителей среднего звена. В следующем учебном году гранты классным руководителям увеличатся почти в три раза. - Галина Андреевна, а что изменилось в работе школ и учителей? - Анализируя первые результаты, можно сделать вывод, что школа стала более открытой, возросла роль органов общественного управления (Совет школы, Попечительский совет), родительских комитетов, ученического самоуправления и семьи. Образовательные учреждения и педагоги обобщили накопленный опыт работы и теперь могут делиться с коллегами, которые, надеемся, станут будущими победителями ПНПО. - Но национальный проект стимулирует не только учителей и образовательные учреждения. Что Вы можете сказать о государственной поддержке способной и талантливой молодежи в районе? - По этому направлению у нас тоже есть хорошие результаты. Во-первых, победителем Всероссийского конкурса способной и талантливой молодежи и обладателем премии в 60 тыс. рублей стал Тимофеев Артем, ученик 9 класс Звениговской СОШ № 2. Во-вторых, в Республиканском конкурсе грант в размере 30 тыс. рублей получила Белкина Надежда, ученица 10 класса Звениговской СОШ № 1. И в-третьих, на муниципальном уровне в двух номинациях «Научно-техническое творчество и исследовательская деятельность» и «Спортивные достижения» денежное вознаграждение получили в размере 3 тыс. 500 руб., 2 тыс. 500 руб., 1 тыс. руб., 1, 2, 3 места соответственно, 6 учащихся Звениговского района. В следующем учебном году конкурс ждет новых героев. - Какие еще инициативы ожидаются на уровне района в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»? - В стороне в национальном проекте, к сожалению, остались работники дошкольного образования. На республиканском уровне решился вопрос о денежном вознаграждении воспитателей ДОУ в размере 500 рублей ежемесячно с 1 июля 2007 года. На муниципальном уровне мы запланировали конкурс «Лучший детский сад года», где определены гранты для городских и сельских детских садов: по 10 тыс. руб. В следующем учебном году будет проведен конкурсный отбор и среди руководителей общеобразовательных учреждений «Лидер в образовании». Определены премии в 15 тыс. рублей самым умелым и грамотным руководителям сельских и городских школ. - А как работает ПНПО по направлению «Оснащение общеобразовательных учреждений учебным, учебно-наглядным оборудованием»? - Мероприятия данной части национального проекта реализуются на. условиях (рефинансирования России и Республики Марий Эл. В начале декабря в Красногорскую СОШ № 1 поступила интерактивная доска и сейчас проводится обучение педагогов по работе с ней на уроках. Кабинет биологии был получен Кокшамарской СОШ, которая считается базовой школой. А в ресурсную Звениговскую школу № 3 поступил кабинет химии. Общая сумма - 935 тыс. рублей. Это оборудование является самым современным и позволяет существенно расширить образовательные возможности школьников и учителей. - В рамках национального проекта школы подключаются к Интернету. Сколько школ Звениговского района подключены к сети Интернет? Также хорошо известно, что в Интернете много всякой информации, в том числе и такой, которой нашим детям лучше не видеть. Да и сам Интернет опасен. Во многих странах отмечены случаи интернет-зависимости. Делается ли что-нибудь, чтобы обезопасить наших детей от таких негативных аспектов компьютеризации? - По направлению «Внедрение в образовательные учреждения современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных школ к сети Интернет» в нашем районе все школы пользуются широкополосным доступом в Интернет. Это позволит получать информацию быстро и в больших объемах, а также шире внедрять информационные технологии в учебный процесс. Если говорить о безопасности Интернет, а точнее об Интернет-зависимости, то это все-таки вопрос к учителям и к родителям в том числе. Они, обучая, должны следить за тем, чтобы этой зависимости не возникало. Это и вопрос воспитания, конечно. Я думаю, что эта задача вполне решаемая. Тем более во всех школах района назначены ответственные за работу сети Интернет, ведется специальный журнал учета. Поэтому без контроля эта проблема не остается. - Сколько Школьных автобусов в настоящее время подвозит учащихся в школы, расположенных в сельской местности? - Сейчас в школах, где необходим подвоз учащихся близ лежащих селений, имеются 14 школьных автобусов, в некоторых школах по 2 автобуса, а в Кужмарской СОШ - 3. За каждым автобусом закреплен социальный педагог, который отвечает за безопасность детей. - Галина Андреевна, что бы Вы хотели пожелать всем педагогам Звениговского района в конце нашей встречи? - Работа над национальным проектом «Образование» рассчитана на длительный срок. Мне очень хочется, чтобы учителя, образовательные учреждения смело участвовали в этом грандиозном проекте. Нам с вами есть что показать, есть чем поделиться с коллегами. Необходимо выявлять и выдвигать молодых учителей, талантливых ребят. Всем хочу пожелать добра, счастья, здоровья, решительности для участия в конкурсах педагогического мастерства, творческих успехов и, конечно же, побед.

12 Июля, 2007 г.